Издание: Журнал «Мое дело магазин», №10, 2007
Российский ритейл находится в стадии активного роста. Появляются новые сети, уже существующие открывают новые магазины. Магазины самообслуживания перестали быть прерогативой только столиц и городов-милионников и появляются в небольших российских городах и поселках. Перед каждой розничной компанией стоит проблема приобретения холодильного оборудования в больших объемах, и тем она острее, чем активнее компания развивается.. Обычно выбор таков: либо отечественное - подешевле, либо зарубежное, но дороже. Впрочем, есть еще и третий вариант - б/у.
Предметы «б/у» - это не только магазины секонд-хенд, подержанные иномарки и «Жигули». «Бывшим в употреблении» бывает также и промышленное оборудование - станки, производственные линии, корабли и самолеты. Когда-то половина Советского Союза была оснащена «б/ушным» европейским оборудованием, вывезенным из Германии после Великой Отечественной войны в счет репараций, и оно прекрасно работало на социалистическую экономику. Как показывает опыт, б/у-оборудование совершенно не означает худшее качество и меньшие сроки годности. Более того, в чем-то оно может даже превосходить новое, например, в том, что в процессе эксплуатации было проверено на предмет наличия брака.
Это касается и холодильного оборудования, используемого в современных розничных магазинах. Как показывает практика, б/ушное оборудование достаточно активно используется, тем более что оно обязательно проходит процедуру восстановления, которое предполагает необходимый ремонт и наведение внешнего лоска. Многие компании, которые продают холодильное оборудование, в своем ассортименте имеют и восстановленное - менее дорогое, но не менее качественное.
Использование восстановленного оборудования - не российское ноу-хау, а широко применяемый международный опыт. Особенно полезный в случае активного роста сети или выхода на новые, рискованные рынки, где надо минимизировать затраты.
Как рассказал Игорь Краснов, руководитель отдела продаж компании «Юнифрост», «мы занимаемся восстановлением оборудования со дня своего основания - с 1998 года. Мы ничего нового не придумали, а взяли на вооружение западноевропейский опыт, поскольку зарубежные сети очень хорошо используют восстановленное оборудование. В России такая практика распространена в меньшей степени, хотя это реальная экономия денег. Новое оборудование после того, как его купили, установили и перерезали ленточку при открытии магазина, уже становиться бывшим в употреблении и теряет порядка 65-70% от своего изначальной стоимости. Через какое-то время его рыночная стоимость будет минимальна, при этом без снижения качества работы.»
- Спрашивается, - говорит Игорь Краснов, - а всегда ли так необходимо приобретение нового оборудования? Сейчас многие сети, запустившие свои первые магазины в начале 2000-х годов, подошли к этапу их переоснащения. И здесь есть несколько вариантов решения этой задачи, а именно: покупка нового оборудования, покупка восстановленного, а также имеющегося в магазине, что по затратам и срокам значительно выгоднее. И даже если заказчик принимает решение о приобретении нового оборудования, у него есть возможность оценить старое по остаточной стоимости и продать.
В текущей рыночной ситуации для ритейлеров иногда предпочтительней приобрести восстановленное оборудование. Как отметил Игорь Краснов, «на данном этапе развития розничного сектора ритейлеры заинтересованы в быстром расширении своих сетей, при этом вкладывать в новое оборудование и ждать сроки его изготовления, поставки не всегда возможно. Поэтому хорошим решением данной проблемы является использование восстановленного оборудования, плюсы при этом как экономические, так и временные.»
Новая жизнь старого холодильника
Восстановление предполагает несколько процедур, в результате
которых заменяются все нерабочие агрегаты, проверяются и работающие
элементы, восстанавливается до первоначального внешнего вида.
Как
рассказал Анатолий Ожиганов, генеральный директор ярославской компании
«Техноджет», « на нашем предприятии оборудование подвергается целому
комплексу работ , состоящему из нескольких этапов. Сначала проводится
ревизия электрической и холодильной части, проверяется герметичность
холодильного контура, тестируются электрические сети. Затем заменяются
холодильная и электрическая автоматика, другие неисправные детали. При
необходимости проводятся слесарные работы. После чего проходит
окрашивание внутренних частей и декоративных элементов в цвета,
необходимые заказчику. Затем, в соответствии с его требованиями
проводится комплектация».
Не
все оборудование можно восстановить, чтобы оно хорошо и качественно
работало. Как рассказал Игорь Краснов, «мы восстанавливаем практически
любое импортное холодильное оборудование, как правило, ведущих
европейских производителей. С отечественным парком холода ситуация
иная. С одной стороны, подобное оборудование нашими предприятиями
выпускается относительно недавно, и нет пока как такового предложения
по б/у оборудованию. С другой стороны, чтобы эффективно конкурировать
на рынке отечественные производители стараются экономить. Экономия
буквально на всем: на технологиях, на материалах, на комплектующих. От
этого стоимость его восстановления существенно увеличивается.
Получается, что проще и дешевле изготовить новое, чем восстановить
оборудование отечественного производителя.
Таким образом, восстановленное оборудование предпочтительней брать известной марки. Как рассказал Ильдар Ханнанов, «мы не можем объективно говорить за все существующие марки, потому что наша компания занимается восстановлением оборудования финского завода Norpe. Оборудование этого завода-изготовителя очень надежное, оно может исправно служить 10, а порой и 20 лет».
Цена меньше, гарантия та же
Цена восстановленного импортного оборудования, разумеется, ниже нового, при этом, как утверждают поставщики, качество работы ничуть не хуже. Как рассказал Ильдар Ханнанов, как правило, цена восстановленного ипортного оборудования в два раза ниже новых анналогов.
Для рачительного хозяина
Несмотря
на плюсы восстановленного оборудования, не все компании «связываютс» с
ним. Как отметил Игорь Краснов, «говоря о доли такого оборудования на
рынке, нружно признать, что пока она невысока. Почему-то отношение
наших сограждан, например « с пробегом», несколько лучше, чем к
холодильному оборудованию «с пробегом». Но ситуация меняется в лучшую
сторону».
Андрей Черкасов