Главная  /  Публикации в прессе  /  Возрождение холода

Возрождение холода

22.11.2007

Издание:  Журнал «Мое дело магазин», №10, 2007

Возрождение холода

Российский ритейл находится в стадии активного роста. Появляются новые сети, уже существующие открывают новые магазины. Магазины самообслуживания перестали быть прерогативой только столиц и городов-милионников и появляются в небольших российских городах и поселках. Перед каждой розничной компанией стоит проблема приобретения холодильного оборудования в больших объемах, и тем она острее, чем активнее компания развивается.. Обычно выбор таков: либо отечественное - подешевле, либо зарубежное, но дороже. Впрочем, есть еще и третий вариант - б/у.

Предметы «б/у» - это не только магазины секонд-хенд, подержанные иномарки и «Жигули». «Бывшим в употреблении» бывает также и промышленное оборудование - станки, производственные линии, корабли и самолеты. Когда-то половина Советского Союза была оснащена «б/ушным» европейским оборудованием, вывезенным из Германии после Великой Отечественной войны в счет репараций, и оно прекрасно работало на социалистическую экономику. Как показывает опыт, б/у-оборудование совершенно не означает худшее качество и меньшие сроки годности. Более того, в чем-то оно может даже превосходить новое, например, в том, что в процессе эксплуатации было проверено на предмет наличия брака.

Это касается и холодильного оборудования, используемого в современных розничных магазинах. Как показывает практика, б/ушное оборудование достаточно активно используется, тем более что оно обязательно проходит процедуру восстановления, которое предполагает необходимый ремонт и наведение внешнего лоска. Многие компании, которые продают холодильное оборудование, в своем ассортименте имеют и восстановленное - менее дорогое, но не менее качественное.

Использование восстановленного оборудования - не российское ноу-хау, а широко применяемый международный опыт. Особенно полезный в случае активного роста сети или выхода на новые, рискованные рынки, где надо минимизировать затраты.

Как рассказал Игорь Краснов, руководитель отдела продаж компании «Юнифрост», «мы занимаемся восстановлением оборудования со дня своего основания - с 1998 года. Мы ничего нового не придумали, а взяли на вооружение западноевропейский опыт, поскольку зарубежные сети очень хорошо используют восстановленное оборудование. В России такая практика распространена в меньшей степени, хотя это реальная экономия денег. Новое оборудование после того, как его купили, установили и перерезали ленточку при открытии магазина, уже становиться бывшим в употреблении и теряет порядка 65-70% от своего изначальной стоимости. Через какое-то время его рыночная стоимость будет минимальна, при этом без снижения качества работы.»

- Спрашивается, - говорит Игорь Краснов, - а всегда ли так необходимо приобретение нового оборудования? Сейчас многие сети, запустившие свои первые магазины в начале 2000-х годов, подошли к этапу их переоснащения. И здесь есть несколько вариантов решения этой задачи, а именно: покупка нового оборудования, покупка восстановленного, а также имеющегося в магазине, что по затратам и срокам значительно выгоднее. И даже если заказчик принимает решение о приобретении нового оборудования, у него есть возможность оценить старое по остаточной стоимости и продать.

В текущей рыночной ситуации для ритейлеров иногда предпочтительней приобрести восстановленное оборудование. Как отметил Игорь Краснов, «на данном этапе развития розничного сектора ритейлеры заинтересованы в быстром расширении своих сетей, при этом вкладывать в новое оборудование и ждать сроки его изготовления, поставки не всегда возможно. Поэтому хорошим решением данной проблемы является использование восстановленного оборудования, плюсы при этом как экономические, так и временные.»

  • Так оснащение магазина - достаточно серьезная часть расходов, - считает Ильдар Ханнанов, генеральный директор компании «Техномир»,- безусловно, покупка восстановленного оборудования - это бюджетный вариант. У нас восстановленное оборудование приобретают как небольшие магазины, так и крупные сети. Как правило, для крупных сетей мы предлагаем оптимальный вариант - совместить восстановленное оборудование с новым.
  • Другое применение восстановленного оборудования, - отметил Игорь Краснов, - сдача его в аренду. Очень удобно брать его на время тем, кто участвует в выставках, организует временную торговлю, например летнее кафе, устраивает промоакции и т.д. Нет смысла тратиться на на приобретение нового оборудования, а потом его где-то хранить до следующего подобного мероприятия. Также аренда будет интересна тем, кто на время реконструкции магазина не хочет закрывать его целиком.

Новая жизнь старого холодильника

Восстановление предполагает несколько процедур, в результате которых заменяются все нерабочие агрегаты, проверяются и работающие элементы, восстанавливается до первоначального внешнего вида.

Как рассказал Анатолий Ожиганов, генеральный директор ярославской компании «Техноджет», « на нашем предприятии оборудование подвергается целому комплексу работ , состоящему из нескольких этапов. Сначала проводится ревизия электрической и холодильной части, проверяется герметичность холодильного контура, тестируются электрические сети. Затем заменяются холодильная и электрическая автоматика, другие неисправные детали. При необходимости проводятся слесарные работы. После чего проходит окрашивание внутренних частей и декоративных элементов в цвета, необходимые заказчику. Затем, в соответствии с его требованиями проводится комплектация».

  • Часто слова «оборудование б/у ассоциируется с поцарапанными полками стеллажей, перегоревшими лампами, засоренными испарителями и т. д., - рассказал Ильдар Ханнанов.
  • В нашем случае это не так. В процессе восстановления оборудование полностью разбирается на нашем производстве, неисправные механизмы - двигатели вентиляторов, штор, крепления - заменяются новыми, испарители проверяются сжатым азотом и при необходимости заменяются на новые. Обязательно производится замена терморегулирующего вентиля. Кроме этого, тщательно проверяются трубопроводы и электрическая часть оборудования. В завершении наносится новое лакокрасочное покрытие и заменяются необходимые аксессуары: пластиковые элементы, шторки, стеклопакеты. В итоге по надежности и внешнему виду восстановленное европейское оборудование даже превосходит новую продукцию большинства российских производителей.

Не все оборудование можно восстановить, чтобы оно хорошо и качественно работало. Как рассказал Игорь Краснов, «мы восстанавливаем практически любое импортное холодильное оборудование, как правило, ведущих европейских производителей. С отечественным парком холода ситуация иная. С одной стороны, подобное оборудование нашими предприятиями выпускается относительно недавно, и нет пока как такового предложения по б/у оборудованию. С другой стороны, чтобы эффективно конкурировать на рынке отечественные производители стараются экономить. Экономия буквально на всем: на технологиях, на материалах, на комплектующих. От этого стоимость его восстановления существенно увеличивается. Получается, что проще и дешевле изготовить новое, чем восстановить оборудование отечественного производителя.

Таким образом, восстановленное оборудование предпочтительней брать известной марки. Как рассказал Ильдар Ханнанов, «мы не можем объективно говорить за все существующие марки, потому что наша компания занимается восстановлением оборудования финского завода Norpe. Оборудование этого завода-изготовителя очень надежное, оно может исправно служить 10, а порой и 20 лет».

Цена меньше, гарантия та же

Цена восстановленного импортного оборудования, разумеется, ниже нового, при этом, как утверждают поставщики, качество работы ничуть не хуже. Как рассказал Ильдар Ханнанов, как правило, цена восстановленного ипортного оборудования в два раза ниже новых анналогов.

  • Восстановленное оборудование топовых европейских производителей по цене сопоставимо с новым оборудованием эконом-класса, - подчеркнул Игорь Краснов, - при этом качество остается «топовым». На нашем складе всегда есть восстановленное оборудование, при этом в разном наборе, что позволяет делать удачную комплектацию оборудования, исходя либо из ценовых критериев, либо из технических характеристик оборудования.
  • Кроме того, на восстановленное оборудование всегда сохраняется гарантия и обеспечивается сервисное обслуживание.
  • Срок гарантии на восстановленное оборудование не отличается от срока гарантии на новое и составляет 12 месяцев, - отметил Анатолий Ожиганов, - при условии своевременного технического обслуживаия. Наличие у нас собственного производства позволяет предлагать не только услуги по полному сопровождению объектов торговли-
    разработкапроекта, поставка и монтаж оборудования, но также его гарантийное и постгарантийное сервисное обслуживание.
  • На восстановленное оборудование от компании «Техномир», - рассказал Ильдар Ханнанов, представляется гарантия до одного года. Сервисное обслуживание тоже предусмотренно, все условия на его получение оговариваются с клиентом в специальном договоре.

Для рачительного хозяина

Несмотря на плюсы восстановленного оборудования, не все компании «связываютс» с ним. Как отметил Игорь Краснов, «говоря о доли такого оборудования на рынке, нружно признать, что пока она невысока. Почему-то отношение наших сограждан, например « с пробегом», несколько лучше, чем к холодильному оборудованию «с пробегом». Но ситуация меняется в лучшую сторону».

  • Если проанализировать объм продаж нашей компании, - рассказал Ильдар Ханнанов, - б/у-оборудование занимает примерно 20% от всего продаваемого торгово-холодильного оборудования. Говорить за весь рынок достаточно трудно, но, по нашим примерным подсчетам, б/у оборудование занимает около 7% рынка.
  • Как он считает, основной спрос на подобное оборудование приходился на 90-е годы - время становления современного ритейла. Сейчас же оно пользуется подобным ажиотажем.
  • Тем не менее, - отметил он, - есть стабильная группа клиентов, которая желает приобрести именно это оборудование. В основном это одиночные магазины или небольшие сети во всех регионах России, работающие в формате «магазин у дома». Рачительный предприниматель, который умеет считать деньги, скорее выберет восстановленное оборудование, чем такое же новое, особенно если речь идет об оборудовании известных и надежных марок. Практика показывает, что, несмотря на возраст, качество такого оборудования достаточно высокое.

Андрей Черкасов